29.03.2019

Русская словесность  помогает изучать русский язык и словесность в неразрывном единстве, т.е. изучать язык в его употреблении как материал, из которого создается литературное, словесное произведение. В свою очередь литературный текст выступает при таком изучении как произведение словесного творчества, словесного искусства. 

Тем самым изучающие "Русскую словесность" учатся осмысленно использовать различные средства языка, создавая свои литературные произведения: сочинения, доклады, сообщения, рефераты. Учатся самостоятельно анализировать смысл и эстетические качества художественного текста, отличать истинно высокохудожественное от низкопробного, созданного на потребу времени. 

Что такое словесность?

Фрагменты из учебного пособия А.И.Горшкова "Русская словесность. От слова к словесности"
 1. "В начале было слово..." Это изречение, которым открывается Евангелие от Иоанна, часто цитируют, используют в статьях, выступлениях, научно-популярных работах. Но вряд ли все ясно представляют, что значит здесь слово, какой смысл заключается в нем. Попробуем вместе разобраться в этом. Обратимся к наиболее авторитетным современным толковым словарям русского литературного языка. Откроем 13-й том семнадцатитомного академического "Словаря современного русского литературного языка", наиболее полного, объясняющего достаточно подробно значения многозначных слов. В словарной статье "Слово" приведено восемь различных его значений, но ни одно из них не помогает нам объяснить суть открывающего параграф изречения, смысл слова в нем.
Теперь откроем словари, созданные в конце ХVIII-ХIХ веков. Перед нами первый отечественный словарь русского литературного языка - "Словарь Академии Российской", изданный в шести томах в 1789-1794 гг. и объясняющий значения 43257 слов. В 1806-1822 гг. он вышел в свет в переработанном и дополненном варианте (дано объяснение 51388 слов). Именно об этом словаре писал А.С.Пушкин в "Евгении Онегине": "Хоть и заглядывал я встарь В Академический словарь..." На страницах словаря находим объяснение: "Слово <...> В книгах Св.Писания под сим именем разумеется иногда Сын Божий. В начале бе слово". Обратите внимание: даже приведенный пример совпадает с нашей цитатой. Сходное толкование предлагается и в другом столь же авторитетном для своего времени четырехтомном "Словаре церковнославянского и русского языка, составленном Вторым отделением Академии Наук" и изданном в 1847 г. Более подробно это значение слова раскрыто в четвертом томе широко известного "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И.Даля: "...толкуется: Сын Божий; истина, премудрость и сила. И слово плоть бысть, истина воплотилась; она же и свет".
Теперь, после того как мы нашли в старых словарях эти объяснения значения слова, думаем, станет ясен и смысл изречения. Конечно, раскрытое здесь значение слова ограничено употреблением в произведениях христианско-богословских, областью религии. Но наши поиски показали, как сложно подчас понять смысл того или иного высказывания, текста, включающего в свой состав сочетание звуков слово, как много смыслов в нем заключено, как важно точно его употреблять в речи.
 2. Попробуем разобраться в основных значениях слова.
Вспомните уроки русского языка. Мы часто использовали в ответах выражения: морфологический состав слова, устаревшее слово, порядок слов в предложении, стилистическая окраска слова. Что значит здесь слово?
В узком терминологическом значении слово - единица языка, представляющая собой звуковое выражение понятия о каком-либо явлении действительности.
Но для обозначения единицы языка слово употребляется не только в научных работах и учебниках, а во всех случаях, когда речь идет об отдельном слове или словах в отношении к другим словам. Несколько примеров: "Слова усы, визжать, вставай, рассветает, ого, пора казались критикам низкими, бурлацкими: низкими словами я <...> почитаю те, которые подлым образом выражают какое-нибудь понятие: например, нализаться вместо напиться пьяным и т.п.". (Пушкин).
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами:
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами <...>
(Пушкин)
О том, как трудно найти писателю одно-единственное, самое нежное, самое точное, самое выразительное слово, прекрасно сказал В.В.Маяковский:
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Здесь слово не просто единица языка, но единица эстетически обусловленная, компонент художественного целого.
Из приведенных примеров видно, что между различными значениями слова нет резкой границы. Значения эти многообразны. Слово может обозначать не только единицу языка или высказывание, но и вообще язык, речь. Это значение встречается очень часто. Многим, наверное, известны строки из знаменитого стихотворения А.А.Ахматовой, где близки по значению слово и речь:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
В этом стихотворении речь и слово не только близки, но, главное, очень глубоки по смыслу. Слово не просто значит "речь", "язык", но выступает как воплощение народного духа, национального самосознания русского народа.
Древние представления о магической силе слова отразились в значении "заговор, заклинание" (Он слово знает). В старину словом называли речь на какую-либо тему, проповедь, а также повествование ("Слово о полку Игореве"). В наше время словом называется выступление на собрании (заключительное слово, прошу словаи т.п.). Слово - это и мнение, приговор, решение (история еще не сказала своего последнего слова), и обещание (Давши слово - держись, а не давши - крепись).
Итак, мы выяснили, что в значениях, с которыми мы познакомились, отложилось осознание народом всей важности того места, которое занимает слово, язык в жизни человека.
 3. Значения слов словесный, словесность определяются их соотнесенностью со значениями слова слово. Поэтому для словесный и словесность словари указывают меньше значений, чем для слова, но надо иметь в виду, что эти значения обобщаютсязаключают в себе то, что присуще понятию слова.
Словесный обычно определяется как выраженный устно, на словах (словесное распоряжение), выраженный в слове вообще (словесное творчество, словесное произведение) и относящийся к изучению слова, языка (словесные науки).
Словесность прежде всего можно определить как словесное творчество, словесное искусство.
Далее словесность выступает как все, что составлено, создано из слов, как совокупность всех словесных произведений какого-либо народа - книжных (литература) и устных народных (фольклор). В этом смысле мы говорим: русская словесность, французская словесность и т.д.
Наконец, словесность - это словесные науки, "все, что относится к изучению здравого сужденья, правильного и изящного выражения" (В.И.Даль). Словесность как наука (или совокупность наук), учебная дисциплина и предмет школьного преподавания может пониматься с различной степенью широты. В широком смысле словесность - филологические науки в их современном составе, объеме и соотношении (лингвистика, стилистика, литературоведение и др.). В более узком смысле словесность можно соотнести с филологией в том виде, в каком она пребывала до резкого разграничения и даже противопоставления языкознания и литературоведения.
 4. Идея единства филологии устойчива потому, что все филологические науки имеют один исходный объект исследования -  литературный текст, произведение словесности. Разумеется, этот объект будет и в дальнейшем изучаться с разных сторон и в разных направлениях, и различные филологические науки будут развиваться своими путями. Однако основой этих наук всегда будет оставаться понимание и толкование литературного текста. Поэтому филология выступает не только как совокупность (содружество, энциклопедия) наук, но и как "искусство понимания" сказанного и написанного. Ясно, что понимание литературного текста требует, с одной стороны, его всестороннего исследования (отсюда разделение филологических наук), а с другой стороны - объединения полученных значений в одно целое (отсюда тенденция к сближению филологических наук). В силу этой тенденции в последние годы все более актуальной становится, в частности, задача формирования (возрождения, восстановления) дисциплины, которая послужила бы связующим звеном между далеко разошедшимися языкознанием и литературоведением, между преподаванием русского языка и литературы в школе.
Теория русской словесности не является механическим соединением двух учебных дисциплин - русского языка и теории литературы. Из обеих этих дисциплин берется то, что как бы входит одно в другое: язык - это то, из чего построено произведение словесности, а произведение словесности - это то, что построено из языкового материала. И язык, и литературный текст в качестве объекта изучения выступают "не как система знаков в отвлечении от конкретного смысла, а как последовательность тех же знаков, конкретный смысл формирующая и выражающая" (Б.Н.Головин). Таким образом, предмет словесности можно определить как изучение единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения этого содержания.


Источник:
http://www.ug.ru/old/96.04/12.html