Правописание глаголов

 Материал для проведения урока по данной теме

Беседа:- Что обозначает глагол? Какими категориями обладает? (5 мин)

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.

(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение).

- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени? (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме).

- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.  ( Работа по алгоритму)

Интересные  глаголы  – бежать, хотеть! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам.

А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

А ещё есть и особо спрягаемые глаголы:  дать, есть.

Запишите  глаголы в два столбика по спряжениям. 3 мин

сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2) ,  чернеть(1) , болеть(1) , смотреть(2). видеть (2) , терпеть(1) .  

 

Работа по карточкам (кто-то у доски) 

Карточка №1. Прочитайте  текст. Обратите внимание на правописание глаголов.

"Как сбереч… в памяти прошлое? Как разжеч.. костер воспоминаний? С помощью чего его поддерживать? Как помоч… самому себе, какого помощника привлеч…?
      Дневник. Завести дневник событий. Он будет стереч… ускользающее прошлое, не даст тебе отвлеч…ся и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику ты сумееш… в любой момент безбоязненно пересеч… океан своих мыслей и чувств".

      Вопросы и задания к тексту:
1. Что такое инфинитив?
2. Найти в тексте глаголы в инфинитиве.
3. Вспомнить, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую?

 

Карточка №2. Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

- В каком наклонении стоит последний глагол?

 

Графический диктант.

В таблицу поставить плюсик на пересечении колонок и столбцов.  Взаимопроверка. Мыть(1) , строить(2) гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) , любить(2) сеять(1), давить(2) , грузить(2) , сушит(2).     (3мин)

 

1спр

2 спр

1

+

 

2

 

+

3

+

 

4

+

 

5

+

 

6

 

+

7

+

 

8

 

+

9

 

+

10

 

+

Задание. Магический квадрат. Определите спряжение каждого глагола и впишите его цифровое обозначение соответственно в клетку квадрата. Соедините единички, которые заполнили клетки квадрата.

  1. Сеять; 2. кланяться; 3. пахать; 4. бороться; 5. таять; 6. колоть; 7. учить; 8. носить; 9. видеть; 10. рубить; 11. стелить; 12. хлопотать; 13. колыхать; 14. взбираться; 15. веять; 16. топить; 17. зависеть; 18. строить; 19. дышать; 20. бросать; 21. полоть; 22. дуть; 23. решать; 24. проверять; 25. сооружать.

 

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25

 

Задание. Вспомним правило правописания суффиксов -ова-(-ева-) – -ыва-(-ива-).

Выпишите из приведенного ряда слов тот глагол, в котором пишется указанный суффикс:

-ыва- – высчит_вать, совет_вать, приветств_вать

-ова- – ехидств_вать, потч_вать, рассказ_вать

-ыва-(-ива-) – развеш_вать, лик_вать, исслед_вать

-ыва- – гарантир_вать, надпис_вать, адрес_вать

-ыва- – команд_вать, отсчит_вать, чувств_вать

Если вы не ошиблись в выборе суффикса, об этом скажет ключевое слово – начальные буквы выписанных глаголов.

 

Круговорот вещества в галактике

...Глядим на ночное небо,  видим тысячи звезд — и именно они у большинства людей ассоциируются с бескрайним Космосом. Но звезды не являются его главными "обитателями", и присутствовали они в космосе не всегда. Они могли бы вообще не появиться, если бы в  первые секунды после Большого взрыва Вселенная не заполнилась первичным веществом, на три четверти состоящим из атомов водорода и на четверть — из атомов гелия.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, что заставило газовую составляющую молодой Вселенной на­чать концентрироваться в относительно компактные  первичные звезды. Но с тех пор, как они образовались, про­цесс эволюции в космических масшта­бах можно  представить как постепенную концентрацию межзвез­дного газа в более плотные объекты.

         Астрономы часто рассуждают о "молодых" и "старых" галактиках с точ­ки зрения относительного количества газовой компоненты. Там, где ее мно­го — активно идут процессы звездооб­разования, рождается множество крупных горячих звезд.

Большинство звезд в галактиках имеют умеренную массу, излучают в основном в красной части спектра, а их пространс­твенное распределение характеризу­ется постепенным убыванием во всех направлениях от центра (в котором, как сейчас принято считать, часто находит­ся сверхмассивная черная дыра).

 

1.     К какому стилю речи, типу речи  относится текст.

2.     Какова тема текста?

3.     Какова основная мысль текста?

4.      Определите спряжение выделенных глаголов.

 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных